Про еще одну Камчатку. Часть 7

Чт Окт 04, 2018 13:51

Часть 7: Вокруг Толбачика
Именно этого похода я ждала больше всего в этом сезоне. До этого я ходила по тем маршрутам, где уже была. Нет, конечно, я все равно увидела много нового – лавовые пещеры, водопады, да те же Дачные источники, которые до этого я видела только в тумане, опять же бухта Русская. Но все равно это по более-менее знакомым местам. А вот в районе Толбачика я до этого не была вообще. А посмотреть здесь, конечно, есть на что – в конце концов, это район Ключевской сопки, самого высокого вулкана Камчатки.

Чтобы попасть к Толбачику, из Петропавловска надо сначала доехать до Козыревска, а это 500 км. Мы ехали на рейсовом автобусе, и было это долго. Честно говоря, я боялась, что за полдня в автобусе я превращусь в тряпочку, но на деле все оказалось нормально. А еще же есть прекрасные остановки, где можно поесть. А в Сокоче дают совершенно волшебные пирожки с чем угодно, они такие огромные и вкусные!
Из Козыревска надо сразу же ехать дальше, но тут уже нужна какая-то суровая машина вроде Урала или ГАЗ-66 – дорога такая, что «американские горки» отдыхают. Подъехать под Толбачик можно с двух сторон – или с Клешни или с Копыта. Что за зверь Толбачик, что у него с одной стороны копыто, а с другой клешня, я не знаю. Но это всего лишь названия сопок до которых идет дорога. Мы заходили с Копыта, получается со стороны тундры.
Приехали мы на это Копыто, а там красота такая, что мы не стали ставить лагерь, а побежали на ближайшую сопку фотографировать, пока красивый предзакатный свет не ушел. Ну и оно, конечно, того стоило – отсюда видно и гигантские конусы Камня и Ключевской, и округлый Ушковский.

Сдругой стороны – Толбачик во всей красе. Отсюда он похож на спящего Сфинкса.

Так что готовили ужин в темноте мы не просто так, а с пониманием, что это жертва ради того, чтобы успеть увидеть короткий миг осенней красоты.

Когда мы собирались на Толбачик в середине сентября, нам все говорили, что будет очень холодно, что ляжет снег, и вообще зря вы это делаете. А на деле все оказалось очень хорошо. Нам неожиданно повезло попасть на редкие деньки золотой осени. Ночами были заморозки, зато днем – солнце и красота! И никакого снега.

Путь наш сегодня идет по этим красно-оранжевым тундрам. Под ногами разноцветные травяные кочки, а вокруг – величественные силуэты вулканов.

До поездки я видела много фотографий Толбачика – в многочисленных пабликах в интернете, на фотовыставках, и даже на каких-то рекламных плакатах. И был один кадр, который я видела много раз, но каждый раз он меня завораживал – озеро, в котором между водорослей отражается силуэт Толбачика. Это озеро я очень хотела увидеть, а лучше бы около него заночевать, чтобы сфотографировать закат и рассвет. Но маршрут наш не позволял нам ночевать у озера – мы к нему выходили в первой половине дня. Да и как-то мне говорили, что я приду и разочаруюсь. Ну что сказать, я не разочаровалась, но озеро, и правда, небольшое. Зато у меня теперь есть классическая фотография Толбачика.

Даже две.

Сегодня нам предстоит большой переход – около 20 км. Но это не значит, что мы не находим время на то, чтобы сходить и посмотреть что-то особенное. А особенного в этот день столько, что я в первый раз, с тех пор как завела этот фотоаппарат, запаниковала, что у меня не хватит кадров.
Спускаемся по тундре к Бараньим скалам. Вернее, не к самим скалам, а к стоянке, над ними. Сами скалы интересные, но не так, чтобы что-то прям особенное. Но в этом осеннем свете они удивительно похожи на Красноярские Столбы. Вот уж чего не ожидала тут увидеть, так это таких массивных выветриваний – слишком уж тут все горы живые и подвижные.

Прямо над этими самыми скалами есть знаменитое место «Поляна эдельвейсов». Надо сказать, я и так-то на нее не очень хотела, так мне еще и отрекомендовали, как «поляну двух эдельвейсов». Ну, необычное в ней только то, что этим самым эдельвейсам на Камчатке слишком мокро и здесь их почти нет. А так, достаточно невзрачный цветок, который встречается по остепнённым склонам, и совсем не обязательно в горах. Вот тут вся моя романтичность отказывает перед знанием. Но все равно посмотрели оба эдельвейса, зато на фоне вулканов.

Дальше по той же тундре идем к реке Студеная. Ну, реки тут нет и не ожидалось, зато есть каньон, да еще какой. За многие годы река промыла себе глубокий ров. Вокруг – крутые скалы причудливой формы, а кое-где нависают огромные камни.

Где-то скалы гладкие и окатанные, а где-то сложены какими-то слоями, как-будто книжные полки.

И это еще не все чудеса за день. Вечером нас ждет Поленница. Не та, поленница, где дрова лежат, а та, которая сопка, сложенная из базальтовых «полешек». Вообще в этом году я вдоволь насмотрелась на шестигранники. Как-то в прошлые поездки на Камчатку они всегда проходили мимо меня – то туман, то идем не там, то еще что-то. А тут пожалуйста, то на реке, то в кратере, а тут вообще целая сопка из этих «столбчатых отдельностей».

Я очень хотела увезти такое полешко домой. Но те, которые мне нравились, все-таки слишком большие, чтобы нести их оставшиеся километров 30, а те, которые маленькие, они и на полешки-то сильно не похожи. Так что посмотрели и на этом ушли к месту ночевки.

Но и сама ночевка уже необычное место – стоянка в старом кратере, давно заросшем тундрой. Место это называется Марсово поле, а кратер, соответственно, Марс. Так что спим на Марсе.

Что приятно – на Марсе, как и положено, есть вода. Потому что вокруг с водой очень и очень плохо. Весь первый день воды мы не встретили, да и на Копыте вода только завозная. В начале лета здесь кое-где есть ручьи, а иногда и река Студеная оказывается рекой, а не руслом. Но сейчас, когда все снежники с прошлого года или растаяли или подмерзли, а новый снег еще не выпал, воды нет. Воду приходится носить с собой. И на следующей ночевки тоже не будет воды – наберем в роднике, положим в рюкзак, и будем хранить до ужина.

На следующий день продолжаем обходить Толбачик. Мы все идем, а он все не кончается. А вокруг – все те же вулканы-гиганты. Только теперь видно всех троих – Ключевская, Камень и Безымянный во всей красе. Безымянный вулкан когда-то был почти таким же огромным, как и соседи, но после гигантского извержения в 1955 году, большая часть его конуса улетела в воздух, остались одни обломки. Но в кратере уже растет новый конус, который все дымит и дымит.

А рядом с нами величественная сестры Удины – Овальная и Острая.

И их подружки Зимины – Большая и Малая.

До вечера идем по той же сухой желто-красной тундре, любуемся вулканами и росписью облаков на небе. Они все кружат над нами, но пока даже не предвещают ничего плохого. Просто удивительно, что можно так долго ходить по Камчатке и не мокнуть. Да еще и ночуем в домике. Здесь кордон природного парка, но сейчас конец сезона и уже никого нет, так что спокойно занимаем лежачие места.

А в тундре вокруг полно ягоды. И здесь, почему-то она даже не подмороженная. Внизу, на Копыте ягода много, но она уже то ли моченая, то ли сушеная, а тут красивые ровненькие кустики голубики так и манят посидеть.

И вот, к обеду третьего дня обхода Толбачика, мы наконец-то выходим на лавы. Нет, все предыдущее тоже когда-то было лавой, но когда-то очень давно. А эта лава совсем новая – с 2012 года.

Огромный черно-красный поток, то изгибается, то ломается, то мнется. Я думала, застывшая лава будет похожа на черный лед, а она похожа на дерево, на корни, а еще, почему-то на хлеб – так и вижу, как великан отламывает эту горбушку.

Кое-где лава застывала не равномерно и уже твердеющие пласты сминались. В итоге получаются вот такие канатные лавы.

Все здесь было горячим, горящим, сжигающим. И везде вокруг следы этого огня. И не только сама лава. Лавовый поток обогнул старый шлаковый конус и от накала его стенки растрескались.

Вокруг то тут, то там, валяются гигантские лавовые бомбы – огромные куски камня, которые во время извержения летали в воздухе.

Но на мертвой лаве уже появляется новая жизнь – кое-где начинает расти трава, а по этой траве бегают камчатские суслики евражки. Здесь эти маленькие смешные зверьки особенно наглые – они снуют везде, просят еду, не боятся человека и даже едят с рук.

Лавовый поток этот уже остыл почти полностью. В низком закатном солнце можно кое-где увидеть, как над теплой лавой поднимается пар, но она именно теплая – чуть-чуть руки погреть. А еще прошлым летом от нее можно было зажечь палку. Зато в застывшей лаве образовались огромные пещеры, аналогичные тем, что под вулканом Горелый – снаружи лава твердела, а внутренний жидкий слой утекал дальше, оставляя за собой пустоту. Только пещеры эти более новые, на стенах еще видны застывшие потоки лавы, а под ногами хрустят осколки обсидиана.

Пещер здесь много, и каждый год находят новые и новые пустоты. Лава все еще подвижна, она смещается под своим весом, открываются новые ходы, кромка лавы проламывается, засыпая старые пещеры. Поэтому точно никто не знает, сколько здесь пещер и где они вообще есть.

Переходы с рюкзаками закончились у сопки Клешня, и с нее мы идем на вершину Плоского Толбачика.

Острый гораздо больше похож на вершину, но чтобы подняться на него уже нужно специальное снаряжение. А нам хватит и Плоского, тем более, что наверху обещают какой-то огромный впечатляющий кратер.

Идти на Толбачик долго, хотя и по хорошей тропе. Зато с подъема открываются отличные виды – на бесконечное нагромождение шлаковых конусов, оставшихся после древних извержений, на далекие вулканы Кроноцкого заповедника, на лавовые потоки и лес далеко внизу.

Обычно последний участок подъема на Толбачик идет по снегу, иногда этого снега много, а иногда – очень много. А нам опять повезло – снега нет, ну вот почти совсем нет. Зато есть солнце! И мы сидим уже совсем рядом с вершиной в одних футболках и разговариваем о жизни. А еще разговариваем о том, что, наверное, у нас карма очень хорошая – через 15-20 минут мы будем у кратера, а ноги не промочили даже те, у кого ботинки порвались на всех этих острых лавах. Снега нет, видимость есть, с неба не то что не льет – солнце палит. Чего бы не радоваться?! Но, наверное, Кутху (или самому Толбачику) не понравилось наше хвастовство. Пока мы эти 20 минут поднимались, небо затянуло спустился туман, пришла морось и снег. Поднялись мы к величественному кратеру, который должен был нас так впечатлить, и увидели там… туман.

Такую же картинку мы уже видели на Горелом, именно с этой группой. Так что еще раз фотографируемся на фоне тумана, и идем вниз – а что там еще делать?!

Как только мы спускаемся достаточно для того, чтобы уже точно не побежать обратно смотреть кратер, снова появляется солнце. Правда посидеть нам уже не удается – как только садимся, так сразу же снова нагоняет холодный ветер.

Возвращаемся на Клешню, наслаждаемся последним осенним солнышком, едим вкусняшки, которыми нас угостили – на этом активная часть маршрута заканчивается. А вот интересности пока с нами. На следующий день по дороге в Козыревск нас завозят на места Большого Трещинного Толбачинского извержения 1975-76 годов. Сначала едем на Северный прорыв – отсюда началось извержение. Сопка треснула и из нее излился огромный лавовый поток. К сожалению, наша карма уже истратилась, и хорошей погоды на этот день не хватило, так что любуемся всеми этими прорывами под дождем и в надвигающемся тумане.

Несмотря на то, что здесь лавы гораздо старше, чем под Клешней, но вулканический процессы здесь еще идут, земля горячая и парит. А если в трещину положить палочку, то будет костерок – температуры хватает, чтобы зажечь щепки.

Пожалуй, самое знаменитое последствие извержения 75-го года – Мертвый лес. Здесь выпал горячий пепел и весь лес разом, даже не то что сгорел, а превратился в угольные остовы деревьев. Дерево абсолютно высушено горячим пеплом, поэтому не гниет. Так и стоят эти мрачные скелеты на многие километры вокруг.

Но и тут уже заметна новая жизнь – на фоне темного шлака особенно ярко выделяются по-осеннему желтые кустики.

На этом мы заканчиваем испытывать терпение погоды и, все-таки едем в Козыревск. Там нас ждет баня – такая жаркая, что я там находится просто не смогла, а еще вкуснейшая рыба, а еще еда, которую можно просто купить в магазине, сколько хочется.
На следующий день мы уезжаем в Петропавловск. Закончен последний в этом сезоне маршрут, теперь только дорога домой. Разбирать фотографии, думать о новых маршрутах, и много-много вспоминать…

Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: Камчатка, Открываем Россию вместе, Путешествия, Походы

Автор Сообщение
Fuckin' Princess
Профессор

На сайте с 10.12.08
В дневниках: 3749
Откуда: Новосибирск, Центр

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2018 14:45
Ответить с цитатой

Очень красиво, хочу туда)