Про еще одну Камчатку. Часть 1

Вт Сен 25, 2018 15:35

Часть 1: вулкан Горелый, дорога к вулкану и его лавовые пещеры.
Как я уже говорила, жизнь после Камчатки так и не стала прежней. Прошлое летом я как-то смогла не поехать на Камчатку и, видимо, именно поэтому что-то пошло не так и в этом году я оказалась в краю вулканов и медведей на полтора месяца в качестве гида-инструктора.

В двух словах обо всем этом рассказать просто невозможно, ну или получится так: «Камчатка прекрасна!». Да и в привычный мне формат заметки-дневника уже не помещается. Потому что было слишком много всего – много мест, много людей, много дорог, эмоций мыслей. А еще потому что во многих местах я была по несколько раз за сезон, видела их разными, в разную погоду, в разном настроении. Так что о местах и буду писать – все равно о людях писать не умею.
Итак, в первой части расскажу вам о вулкане Горелом. Мне кажется, этот вулкан самый доступный из Камчатских. И при этом он действительно стоит того, чтобы на него подняться. С ним у меня с самого начала было все как-то очень просто, возможно именно поэтому, перед сезоном я не испытывала к нему какого-то особого трепета, да и вообще была уверенность, что уж на Горелый-то мы точно поднимемся – что бы не подняться?!

Дорога на Горелый от Петропавловска идет через Вилючинский перевал. Место уже само по себе красивое и интересное. Прямо рядом с перевалом возвышается гигантский конус Вилючинского вулкана. Вот когда говорят про вулканы, представляют себе такой ровный правильный конус, плоскую вершинку и дымок из кратера. На деле это далеко не всегда так. Но именно Вилючинский очень похож на детский рисунок вулканчика – и конус есть, и вершина есть, а вместо дымка – облачко, которое на нем постоянно висит.

Вот сколько раз я ездила мимо него, ни разу не видела его без облачка: иногда оно большое и прячет вулкан почти полностью, иногда – совсем маленькое и похоже на кокетливую шляпку.

В другую сторону с перевала видно Горелый вулкан и его кальдеру. Рассказать вам, что такое кальдера? Если этот текст читает кто-то из тех, кто со мной ходил, то наверняка он сейчас улыбнулся, потому что в каждом походе по нескольку раз я рассказывала, что же такое кальдера (надеюсь, все уяснили). Если коротко, то кальдера – это такая огромная котловина, которая когда-то в древности провалилась в полость, образовавшуюся под земной корой после излития магмы.

В общем, смотрим мы на Горелый и на его кальдеру, если она нам, конечно, показалась. Почему-то ни разу за эти походы не играем в снежки на снежнике. И едем дальше к подножию вулкана.

У начала тропы на Горелый можно поставить лагерь и ночевать. Прямо на площадке открытой всем ветрам. Но других тут как-то совсем нет. Если ветер захочет прийти, он придет куда угодно. Нам чаще везло, но один раз мы ходили на Горелый в такой ветер, что стоять на кромке кратера было тяжело, а палатки, который ставили внизу у подножья, ветром просто складывало до земли.
Начинаем потихоньку подниматься вверх. Тропа очень хорошая – народу здесь ходит много (особенно в выходные). Если есть видимость, то с подъема открываются отличные виды – назад на Вилючинский вулкан, который все так же играет с облачком. Вниз – на кальдеру. А чуть позже открывается Мутновский, который всегда занят тем, что делает облака. Видимо, чтобы мы не скучали.

Честно говоря, эти панорамы вокруг меня привлекают даже больше, чем сам кратер. Это же невероятно – где-то внизу, под нами, вокруг нас – Земля Камчатка! Темные поля вулканического пепла, ярко-зеленые альпийские луга, белые полосы снежников, темно-зеленые пятна ольхача, который от сюда кажется таким мягким и приятным, и, конечно, множество вулканов вокруг…

Но все-таки ходят на Горелый ради его огромных кратеров. Сначала мы поднимаемся к первому кратеру – в нем сине-зеленое озеро. Льдины в озере не тают все лето. И именно поэтому озеро всегда такого красивого цвета.

Мы стоим на кромке кратера, озеро где-то далеко под нами, из-под ног уходят крутые склоны. И даже страшно подумать, что же здесь происходило, когда этот кратер появился.

Люди, идущие дальше по краю кратера кажутся муравьишками – настолько он огромный! Да и вообще масштабы на Камчатке впечатляют!

Наконец, когда все сфотографировались с озером во всех ракурсах и позах, идем ко второму кратеру. Который, на мой взгляд, еще интереснее. Когда я увидела его в первый раз в 2015 году, там еще не полностью закончилось паро-газовое извержение, и из стенки кратера с ревом вырывался дым. Сейчас рева уже нет совсем, дым поднимается тонкими струйками, зато вокруг появились желтые кристаллы серы.
Здесь уже совсем безжизненные ландшафты – ветер носит запах серы, под ногами какая-то желтая, коричневая, красноватая глина, а внизу, на дне кратера – еще одно озеро, только на этот раз темно-коричневое. Сразу видно, что вода в нем совсем не ледниковая.

Единственное животное, ну кроме постоянно куда-то идущих людей, которое я встречала у кратера Горелого – вороны. И как-то для меня это было очень символично. Ворон на Камчатке – олицетворение главного божества, Кутха. Кутх он товарищ не простой, со странным юмором и странными делами. Поэтому, каждый раз, когда мы встречали Кутха, мы старались его как-то уважить. И, надо сказать, в этом году он к нам был вполне благосклонен.

Вершина Горелого, если можно говорить о вершине у щитового вулкана, располагается немного в стороне от кратера, туда можно подняться специально, а можно ее обойти. Честно говоря, ничего там такого особенного нет. Ну разве что, кроме того, что как только мы туда залазили, сразу же набегали облака и прятали мир под нами. Это достаточно странное ощущение, когда вокруг тебя солнце, а под ногами – пелена облаков.

Обычно мои встречи с Горелым были легкими и приятными, вокруг светило солнце, мы любовались панорамами, видели вулканы – начиная от «домашних», тех, что за Петропавловском, и заканчивая Ходуткой далеко на юге от нас. И как-то я так расслабилась, решила, что здесь всегда так. Но, когда мы пришли сюда в последний раз в этом сезоне, погоды все-таки не было. Пошли мы наверх в тумане. Вместо красивых видов внизу, мы смотрели на камни в тумане, кусты в тумане, тропу в тумане.

До последнего мы верили, что вот сейчас поднимемся и обязательно выйдем выше облаков, и обязательно увидим кратер и все что полагается. Но нет – туман никуда не делся. Наверху мы увидели белую пелену, в которой кружился и смеялся над нами Кутх. Ну что делать, мы тоже решили посмеяться. Устроили глупую фотосессию с фальшфейрами и в футболках – вот, как будто по погоде. И пошли вниз, обратно в туман.

Мне-то хорошо, я тот Горелый уже много раз видела, а ребята, конечно расстроились. Ну что делать – будет повод вернуться.
Поскольку на Горелый ходят много, и многие ночуют у подножья, то потихоньку там прикормилось зверьё. Самое грустное и опасное, что на остатках еды, которые почему-то (несмотря на все предупреждения) раз за разом оказываются, то в кострище, то просто на поляне, прикармливаются медведи. Звери становятся наглые, перестают бояться людей, могут лезть в палатки. Одного такого медведя в начале августа на Горелом застрелили. Медведей мы там не видели, только следы, причем иногда прямо на территории палаточного лагеря. Зато мы к нам приходили другие, более безобидные гости – зайчики, лисички, тарбаганчики (сурок такой камчатский). Вот только приходили они, как назло уже в сумерках, когда сфотографировать их практически невозможно.

Недалеко от Горелого есть целая система лавовых пещер, которые остались после древнего извержения. Когда лавовый поток тек, он застывал сначала по краям, а внутренняя, еще жидкая часть, все еще продолжала течь, оставляя за собой полость. Теперь на этом месте лавовые пещеры – некоторые совсем маленькие, а некоторые такие большие, что больше похожи на залы.

Дорога до пещер идет по абсолютно ровному дну кальдеры. Когда погода хорошая, можно идти и любоваться стенами кальдеры, склонами Горелого и причудливыми лавовыми фигурами.

Но и в туман здесь есть на что посмотреть. Вулканическая пустыня кажется бесконечной, лавовые фигуры похожи на марсианские пейзажи, а каждый луч света играет чем-то волшебным.

То тут то там лежат снежники, а на них озера. В начале лета это много снег и много воды на нем.

Потом, постепенно, снега остается все меньше, вода уходит, озера превращаются в ручьи.

А снег тает, и эти талые фигуры как-то удивительно похожи на те куски застывшей лавы, которые лежат везде вокруг.

Ближе к самим пещерам вулканическая пустыня заканчивается, и мы выходим в тундру. Здесь тоже когда-то было извержение, но гораздо раньше. Поэтому лава уже укрыта плотным ковром растений. В августе здесь зелень, тепло, цветочки и толпы комаров.

А в сентябре я увидела эти тундры совсем другими – здесь уже буйство цвета, но все вокруг окутано ледяным туманом.

Пещер здесь много. К самой большой ведет тропа, другие, поменьше, можно найти либо случайно, либо по точке в GPSе. Большая пещера – это два огромных грота, покрытые льдом. Лед на стенах, на потолке, под ногами, и даже в озере, в конце первого грота тоже лед.

Зато здесь можно спокойно ходить – места точно хватит.

Другие пещеры гораздо меньше, но в те, в которые надо прямо ползать мы не ходили. Были еще в двух, куда можно аккуратно зайти между осыпавшихся камней. Честно говоря, я пещеры не люблю, да и не впечатляют они меня как-то. Поэтому даже не знаю, что бы про них такое написать.

Лучше напишу про виды вокруг. Я уже привыкла, что Вилючинский вулкан все время где-то виден, что стены Горелого мы обходим весь этот день и они рядом. Ну вроде и все, с другой стороны только облака до самого горизонта. А облака здесь всегда очень красивые, сложной формы, со многими слоями и переходами цветов.

Когда мы пришли сюда на второй раз, меня спросили, что это за вулкан на той стороне. Я сначала даже удивилась – нет там никакого вулкана, вон Вилючинский есть, а больше никакого нет, только облака там. А оказалось, что облака поднялись и показали нам еще один конус – вулкан Опала.

Так мы сходили на пещеры два раза, с двумя группами. Должны были сходить и в третий раз, с очередной группой туристов. Но тут перед походом мы узнаем, что как раз, когда мы будем в районе Горелого, в большой пещере будет проходить симфонический концерт. Про такие концерты я читала и до этого, но как-то не думала, что туда можно попасть. Писали, что прямо в пещеру заносят рояль, что там внутри какая-то особенная акустика, и что на эти пещерные концерты все очень стремятся попасть. Ну и мы решили, что пропускать такое нельзя, раз уж мы все равно будем рядом. Поэтому третье посещение пещер вышло совершенно необычное.
Народу на концерт собралось просто тьма! Людей и машин было настолько много, что по дороге, на Вилючинском перевале было сложно найти место припарковаться.

Пока мы ждали концерт, наблюдали, как заносят «рояль» - на самом деле, разобранное пианино без клавиш. По-моему, потом на место этих клавиш просто положили синтезатор и на нем играли.

В пещеру легко поместилась вся эта толпа – были места у сцены, где хорошо слышно, но почти не видно. Наверное, там и есть эта акустика. А были сидячие на снежнике места – от туда хороший обзор на все происходящее.

Вот у меня к этому концерту какое-то двойственное отношение. С одной стороны – идея очень интересная, и вся эта атмосфера, и пещера, и музыка. С другой стороны – холодно и очень много народу. Наверное, я просто не люблю пещеры, вот и все.
Зато, пока мы ездили туда-сюда, в кальдеру пришла осень, и лавовые фигуры покрылись цветным ковром растений.

С пещер мы снова возвращаемся на уже знакомую стоянку под Горелым. Здесь те, кому повезло с погодой, могут продолжать любоваться правильным конусом Вилючинского вулкана. А самые непоседливые, кому не хватила двадцатикилометровой прогулки до пещер, могут сходить на соседние водопады. Вообще, водопадов тут много, но они не большие и не очень зрелищные – вода течет по темным камням в узких ущельях, так что там всегда темно и не очень красиво. Но раз уж мы все равно рядом, надо дойти до водопадика. За одним из них оказывается маленькая пещерка, если пройти через воду и спрятаться под карнизом, то именно оттуда открывается один из лучших видов на кальдеру. И именно там я сделала одну из лучших, на мой взгляд, фотографий за поездку.

Продолжение следует…

Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: Открываем Россию вместе, Путешествия, Походы, Камчатка, работа

Автор Сообщение
Надя-Райздрав
Навек любимый край 2021

На сайте с 15.12.08
В дневниках: 31666
Откуда: Новосибирск, Центр

СообщениеДобавлено: Вт Сен 25, 2018 16:50
Ответить с цитатой

Концерт в пещере-сильно! да и вообще-фантастика :aga-aga: всё фантастика

СообщениеДобавлено: Вт Сен 25, 2018 16:59

Откуда: Академгородок

СообщениеДобавлено: Вт Сен 25, 2018 19:58
Ответить с цитатой

Спасибо! Очень интересно! :-)
Смотрительница маяка
Влюблённая в Крым 2021

На сайте с 06.06.07
В дневниках: 20484
Откуда: Иваново

СообщениеДобавлено: Вт Сен 25, 2018 20:01

Спасибо за невероятное путешествие :give_heart:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора

СообщениеДобавлено: Вт Сен 25, 2018 22:32

Откуда: Новосибирск, Заельцовский

СообщениеДобавлено: Ср Сен 26, 2018 12:04
Ответить с цитатой

Это фантастика какая-то! И концерт и виды! И льдинки ч/б шикарные!
Наташка
Вино из одуванчиков

На сайте с 28.05.04
В дневниках: 58678
Откуда: Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Сен 27, 2018 9:46
Ответить с цитатой

вот фотография с ручьем в снегу меня еще в контакте поразила!