Туда, где видно Арарат

Ср Янв 10, 2018 21:44

Когда меня спросили, почему мы поехали именно в Армению, я как-то растерялась не зная что ответить. Говорить, что мы поехали в Армению потому что у нас не хватило денег на Израиль как-то странно, а хотела я вообще смотреть полярное сияние, а билеты смотрела к морю… Смотрела-смотрела, а купила вовсе даже в Ереван, в страну, которую не омывает ни одно море, где нет ни полярных сияний, ни тропической жары в январе. Зато есть множество древних храмов и монастырей, есть гигантский конус Арарата на горизонте, а еще есть базальтовые шестигранники, которые давно манят меня. Нет, понятно, что все это есть не только в Армении, но вот так удачно сложилось, что там оно все вместе, да еще и прилагается к теплой зиме.

Посмотреть хотелось многое, а времени, как всегда, не хватало. Тем более, не понятно, куда там зимой можно проехать. Поэтому мы решили не пытаться ездить сами, а заранее договорились с гидом-водителем, который возил нас везде.
Прилетели мы в Ереван в первый день нового года. А там – смесь лета и осени, на улице +10 и пахнет какими-то сладкими фруктами, и воздух густой и влажный. Сережка долго не мог поверить, что это вот такая зима! Пожалуй, открытие тропиков мы прибережем на потом. А пока и тут есть чему удивляться – листьям платана, стенам из розовых туфов, а еще елкам посреди сухого бесснежного города.

В Ереване праздник, весь город сияет огнями, на каждой площади украшена елка и играет новогодняя музыка. И вообще везде новогодние песенки. Наверное, теперь эти мелодии у меня навсегда будут ассоциироваться с Арменией. И все это настолько заразительно, что именно здесь, в бесснежной южной столице я поймала то самое новогоднее настроение, о котором все говорят.

Снега нет, так что дети на площади катаются с металлических горок – так же весело, как на льду, только еще и тепло.

Ереван красивый, но какой-то очень небольшой. Вернее даже компактный – все интересное рядом и долго гулять там не обязательно. Поэтому большую часть времени мы ездили по другим городам-областям. Первая, и пожалуй, самая популярная экскурсия – к древнегреческому храму Гарни и христианскому монастырю Гегард. Ехать до туда из Еревана всего около часа, даже по заснеженной дороге.
В ясную погоду с крутых серпантинов дороге должен быть прекрасный вид на Ереван внизу и Арарат в дали, но у нас был вид на облака всех форм и размеров. Остается только выглянуть в арку, сказать «здесь мог бы быть ваш Арарат» и ехать дальше.

Зато снег делает все пейзажи какими-то волшебными и очень мягкими.

Пишут, что Гарни – единственный на территории бывшего СССР храм, сохранившийся с элинистического периода. Мне как это странно – есть как минимум еще Херсонес в Крыму. Но, в любом случае, Гарни очень древний и очень аккуратно отреставрирован – его темные колонны и арки стоят, будто бы неизменно уже 2,5 тысячи лет. Ну и да, снег ему очень идет, вот именно такой – мягкий свежий снежок, который оттеняет темный камень стен.

Но все-таки правда обо мне заключается в том, что я не очень люблю достопримечательности, да и вообще архитектуру, так что я больше смотрю на окружающие горы.

А смотреть есть на что – вон там, прямо под ногами одно из самых интересных для меня мест Армении – Каменная симфония. Здесь в глубоком каньоне река размыла мягкие породы, и на поверхности показались ровные ряды базальтовых шестигранников. Такие шестигранники есть во многих местах, где горы формировались в результате вулканической деятельности. Я видела подобные на Камчатке, но они были где-то очень высоко, да еще и в тумане. Здесь нет тумана, но шестигранники далеко внизу. Летом до них можно доехать на машине. Сейчас, думаю, тоже можно, но только желающих нас везти по скользкому серпантину как-то нет. Но мне-то туда надо, прямо обязательно. Так что идем пешком. Сначала по достаточно крутой дороге, которая кое-где становится очень скользкой. Потом дорога выходит на смотровую площадку и там заканчивается. Отсюда вниз уже тропа, еще более крутая, но как-то гораздо менее заснеженная, поэтому спокойно спускаемся. И вот перед нами базальтовый массив. Один большой – на другом берегу реки.

Здесь хорошо видна структура этих шестигранников – на каменный орган они похожи скорее издалека. Вблизи они больше напоминают коробку карандашей.

Перейти на тот берег у нас не получилось, но и на этом берегу есть красивый базальтовый массив. Вот к нему мы все-таки поднимаемся, и здесь мне все-таки удается потрогать шестигранник, его совсем не гладкую поверхность и острые углы.

Вообще таких базальтов в Армении мы потом видели много. Понятно, что в ущелье Гарни они самые красивые, но даже в Ереване на каких-то осыпавшихся склонах можно увидеть шестигранные камни.
Дальше у нас по программе христианский монастырь Гегард – первый из многих, которые мы увидим в Армении. Погода все такая же хмурая, но ночной снег уже заметно подтаял. А мне нужен снег на Гегарде, именно таким мы его должны увидеть. И, да, пока мы едем снег все-таки начинается – сначала несмелый, а потом все сильнее, крупными липкими хлопьями окутывает все вокруг.

Как-то именно так, в моем представлении, должно выглядеть «мрачное средневековье».

Гегард построен в IV веке у пещеры из которой выходит источник со святой водой. С тех пор он несколько раз перестраивался, но действует до сих пор – и монастырь, и источник. В пещере из-под стены выходит маленький ручеек, а потом он уходит по землю, но его не отпускают, а собирают в трубу и в питьевой фонтанчик перед монастырем. В Армении какой-то просто культ этой питьевой воды – такие фонтанчики есть везде – у дороги, у монастырей, даже просто на улицах Еревана. И вода там чистая и вкусная.

Примерно в часе езды от Гегарда и Гарни расположена еще одна большая достопримечательность Армении – озеро Севан. Озеро большое, даже очень, армяне называют его морем. Ну море – не море, но, по крайней мере, в пасмурную погоду берегов не видно.
На полуострове, глубоко уходящем в озеро, стоит монастырь. Вообще в Армении везде монастыри, ну или не везде, а только в красивых и необычный местах.

Севанованк стоит на высоком холме, и именно от туда лучший обзор на озеро. Вот здесь должно быть очень красиво летом, когда вода отражает синее небо и зеленые склоны. А сейчас только мрачноватое очарование заснеженных гор на том берегу и стальной воды под ногами.

К вечеру облака уходят, перед закатом сквозь туман проступает силуэт Арарата, а ночью выходят звезды. Значит, завтра прямо с утра надо ехать смотреть Арарат, пока он дает нам такую возможность. Говорят, что Арарат – капризная, сложная гора, и показывается она не всем, и увидеть ее – большая удача. Но сколько я читала рассказов о поездках в Армению, все видели Арарат, и очень радовались своей удачи. Порадовались и мы. Хотя, мне кажется, именно зимой, когда воздух сухой и прозрачный, увидеть горы на горизонте гораздо проще, чем в летнюю жару.

Лучший обзор на Арарат от монастыря Хор Вирап. Он находится уже почти на границе с Турцией, от монастыря до подножья горы всего около 15 км. Тут, наверное, стоит напомнить, что любимая всеми армянами гора, к которой по приданию пристал ноев ковчег, уже больше ста лет находится на территории Турции. Здесь хорошо видно, как все его пять тысяч метров стоят величественной стеной, ну ладно пусть не пять, но 4500 метров высоты точно есть между нами и его далекой вершиной.

Ну да, понятно, что я приехала сюда смотреть панорамы Арарата, любоваться изрезанными склонами Большого и идеальным конусом Малого. Но вообще-то Хор Вирап и сам по себе представляет интерес – это самый древний монастырь в Армении, основанный в 301 году, когда Армения приняла Христианство. Монастырь, как и все остальные – действующий. Желающие могут поставить там свечки. А кому очень хочется – спустится в яму, где сидел Григорий Просветитель, до того как ему удалось обратить в свою веру царя, а с ним и всю страну. Я не хочу здесь расписывать подробно исторические справки обо всех монастырях – все это легко можно прочитать в Википедии, да и просто если все это здесь писать, то я никогда не допишу, а потом никто не это все не прочитает.

По дороге от одного древнего монастыря к другому проезжаем через Суренаван – так называемую деревню аистов. Летом здесь гнездятся десятки пар аистов, а иногда и остаются на зимовку. Но нам не повезло – гнезда есть, а птицы все улетели. Хотя это немного странно, говорят, что если зима теплая, то они остаются. А в этом году зима теплая просто на удивление. Но птицам виднее, может, они что-то знают про февраль, и морозы еще придут?

Дальше по плану – Нораванк, что в переводе означает «новый монастырь», ну да, совсем новенький, всего каких-то 1200 лет простоял. Стоит он на скале в глубоком ущелье среди ярко-красных скал.

Да и сам он какой-то с рыжинкой – рыжие стены, красная земля вокруг, низкое красноватое солнце уже прячется за склоны ущелья.

Стены монастыря расписаны крестами всех форм и размеров, а вокруг стоят священные камни – хачкары. На самом деле «хачкар» - это просто любой крест на камне, но именно вот такие резные каменные кресты считаются одним из символов Армении. Они стоят у монастырей, на могилах и просто вдоль дорог.

Солнце садится, и пора возвращаться в город, но впереди еще два часа красивой дороги – она петляет между горами, поднимается на перевал и уходит в другую долину.

На соседних склонах снег, самый настоящий кавказский снег, и вполне такой, тепленький, как ему и положено. Кое-где между гор видна вершина Арарата, а вечером с перевала отличный вид на всю Араратскую долину.

Солнце садится, силуэт Арарата тонет в дымке, а впереди, над Ереваном прорисовываются острые вершины Арагаца – высшей точки Армении. Зимой проехать к Арагацу не получается из-за снега. Хотя, наверное, проехать можно, но желающих нас туда вести не находится, так что любуемся остатками древнего кратера только издалека. Ближе всего к нему мы были у памятника Армянскому алфавиту. Я вообще ничего не понимаю в энергетике мест, или как там часто пишут, но именно здесь меня охватила какая-то удивительная радость – то ли утреннее солнце, так кружит голову, то ли ветер с вершин, а может просто отсутствие других людей.

Дети тоже радостно бегают вокруг, залазят на каждую из гигантских букв, и все время спрашивают, а что это за буква, а что то. Но тут я им не могу помочь – буквы не похожи ни на один из известных мне алфавитов, они придуманы специально для армянского языка.

Дальше едем к очередному монастырю. Вернее, едем мы к Касахскому ущелью, но вы уже поняли, что чтобы увидеть какое-нибудь красивое место в Армении, надо ехать к монастырю. Сагмосаванк (вот совсем не уверена, что правильно написала все буквы – как-то очень тяжело мне даются армянские названия) стоит на краю огромного ущелья реки Касах, его стены уходят круто вниз гигантскими ступенями – то крутыми скалами, то небольшими травянистыми полками. Сложно сказать, насколько оно глубокое, но от высоты здесь захватывает дух.

Сам Сагмосаванк, ничем особо и не примечателен – ванк, как ванк. Все такой же суровый и внушительный.

А потом было же и еще два монастыря, но они уже совсем слились в один большой калейдоскоп из крестов, темных камней и арок. Можно было бы написать, что просто к концу экскурсии дети уже устали и им было не интересно, но на самом деле, устали, или по крайней мере пересытились мы все – просто флешка в голове переполнилась. И если первый монастырь, который мы увидели, Гегард, я снимала долго и подробно, то эти уже просто для истории, по паре кадров. Нет, они на самом деле очень красивые, и любители древностей найдут здесь много интересного для себя, но для не специалистов уж слишком они похожи один на другой.

Раз уж удовольствия духовные нам сегодня не по зубам, то надо переходить к удовольствиям более простым – пойти поесть. Вот про еду в Армении я еще не писала, а это было важной частью планов на поездку. Ну да, еды здесь много и разной. В Ереване множество разных кафешек, что называется на любой вкус. Правда, не все они работали в выходные, но голодными уж точно не останетесь. Многие пишут о том, что еда здесь удивительно дешевая, но мне так не показалась – цены как цены. Понятно, что цена сильно зависит от уровня ресторана или кафе. Нам больше всего понравилась сеть кафе Карас, за обед здесь на двух взрослых и двух детей мы отдавали около 1000 рублей.

Пожалуй, самым вкусным в Армении для меня оказался вовсе даже не армянский, а аджарский хачапури – вот это невероятно вкусно, а еще он огромный, и в нем много-много сыра, а еще совершенно волшебная шаурма с огромными кусками мяса. Местные блюда я пробовала с упорством достойным лучшего применения, последовательно все меню. Сильно понравилась мне только кюфта – это что-то из фарша, с орехами и специями, надо бы найти рецепт и попробовать сделать. Долма тоже вкусная, но она много где есть, так что не стала для меня каким-то открытием. А вот все их вариации на тему кисломолочных продуктов мне не понравились, а их много – и суп (спас), и какая-то каша (ариса), и все это такое обильное и на теплом кефире (мацуне). Но на фотографиях у меня есть только одно блюдо, пожалуй вошедшее для меня в топ-5 удивительного в Армении – это хаш. Вот честно скажу, для меня просто удивительно, как это едят! Я вообще вполне всеядна, экзотику люблю и не боюсь, но эта непонятная мясная жидкость меня победила – это я есть не могу. Хотя многим нравится. Вот вам фотография хаша, с чесночной заправкой, одним мягким и двумя сухими лавашами.

Вот было же понятно, что в этот день нам стоит ограничится только едой, но хочется же успеть как можно больше. Так что поехали мы в зоопарк. Приезжаем, а он закрыт – зимой работает только до трех часов. Понятно, что мы расстроились, я высказала охраннику, что на их вывеске, и на их сайте ничего такого нет. В другом месте на этом бы все и закончилось, но это армяне – они очень хотят угодить гостям. И нас пустили в закрытый зоопарк! Правда, очень быстро стало понятно, почему сюда зимой мало кто ходит (и поэтому он так рано и закрывается) – здесь нет как таковых зимних павильонов, вернее они, конечно, есть, но туда не пускают посетителей, так что зимой можно смотреть только тех зверей, которые не боятся холода. А мы так хотели увидеть слона, Сережка так расстроился, что пришлось ему пообещать, что мы обязательно поедем в Москву смотреть слона в Московском зоопарке.
Со зверями тоже не вышло, зато вышло с длинными пешими прогулками по Еревану. И в этот день мы все-таки дошли до Каскада – места, с которого обычно начинают осмотр город. Здесь огромная лестница поднимается над городом к парку у памятника Мать-Армения. Сейчас Каскад еще не достроен – в верхней части будет еще больше ступенек.

Вот тут мы оказались как раз вовремя – сначала увидели, как закат подсвечивает город и темный конус Арарата над ним. А потом, когда стемнело, на Каскаде включили подсветку. Наверное летом здесь красивые фонтаны, а сейчас – Новый год.

На следующий день – армянское рождество, почему-то у них оно на день раньше, так что отмечать они начинают вечером 5 января. В этот день все население Армении съезжается в город Эчмиадзин, где находится главный кафедральный собор Армянской апостольской церкви. Кажется, что очередь к собору начинается еще в Ереване, а это в 30 км от Эчмиадзина. Мы тоже пристраиваемся в эту огромную пробку, чтобы посмотреть, как здесь празднуют Рождество.
Люди идут непрерывны потоком – одни ждут начала службы, другие ставят свечи в храме, берут одну домой и с ней уходят – постоянное движение в храме, во дворе, в городе. Сразу видно, что Рождество здесь всеобщий праздник!

Мне, как человеку далекому от религии, было достаточно сложно объяснить детям, что же здесь происходит – просто выяснилось, что в языке слишком мало подходящих слов. Но все равно мы увидели, как ставят свечи, услышали начало службы, посмотрели рождественский вертеп и ночную подсветку Собора.

Потом мы еще хотели погулять по вечернему Эчмиадзину, но не учли, что все население Армении сегодня собралось в этом городе – гулять просто негде, все улицы заполнены людьми! Так что украшенный к празднику город смотрим совсем не долго, и едем в Ереван. Да, опять есть.

На следующий день вся страна спит – праздник же, а армяне очень любят праздники. А у нас обзорная экскурсия по Еревану. Ну хоть не в последний день, но в предпоследний, получается. Сильно писать про достопримечательности Еревана я не буду – это же не путеводитель, так что просто покажу фотографии.
Памятник Мать Армения, а рядом с ней военная техника и Вечный Огонь. Сама скульптура очень похожа на другие памятники, созданные после Войны – очень суровая дама.

Следующий монумент, по смыслу не менее мрачен – памяти геноцида армян, но солнце и тишина сделали это место достаточно привлекательным.

Немного современной Армении – и опять церкви. По архитектуре церковь во многом похожа на старые, но вместо темных базальтов желто-розовый туф, и сразу картинка совсем другая.

Рядом с церковью парк с аттракционами, а еще неподалеку – вокзал и привокзальная площадь, конечно, с елкой.

Пожалуй можно считать, что все основные достопримечательности Еревана мы и увидели, потому что площадь Республики, Каскад и Северный проспект мы уже видели раньше. Хотя нет, есть еще одно место до которого мы не добрались – коньячный завод Арарат. Туда нас просто не пустили с детьми.
Уже почти на границе города стоят руины древнего Еревана, города Эребуни. У меня к этому моменту уже голова идет кругом и от древностей, и от современности, так что меня хватает только на то, чтобы любоваться городом с высоты холма. А вот дети неожиданно впечатлились музеем Эребуни – там древние колеса, и древний водопровод, и даже древние украшения.

После того как в Ереване мы посмотрели, все что положено, водитель предложил нам поехать еще посмотреть руины храма Звартноц. Я думала, будет опять такой же, похожий на другие. Но оказалось, что это именно руины, да и храм совсем другой, и солнце садится, и вокруг храма руины города – те самые древние камни, которые хранят какую-то энергетику.

А совсем рядом – аэропорт Звартноц, и через полуразрушенные арки видно как садятся самолеты.

У нас остается последний день в Армении, и мы решаем, что истории мы посмотрели достаточно, а вот гор все-таки маловато. Так что едем на горнолыжный курорт Цахкадзор. На горных лыжах мы не катаемся, так что хотим только посмотреть горы, подняться на канатной дороге и покататься на плюшках.
Снег в горах начинается очень высоко – почти до самого начала горнолыжного склона, снега нет вообще.

На гору идет кресельная канатная дорога, целых три уровня канатной дороги, и на каждый надо брать отдельный билет – выходит достаточно дорого. Поднимаемся на первой канатке – здесь уже много снега, много солнца и очень тепло. А вот народу не очень много, что радует. На плюшках катаются тут же – есть прокат, оборудована горка и даже специальный подъемник для плюшек. Вот это развлечение нам понравилось – накувыркались все вчетвером.

Вторая канатка поднимается еще выше – здесь уже ветер и заметно холоднее. Зато отсюда отличные виды: далеко внизу видно озеро Севан, на которое мы ездили в первый день.

А с другой стороны – как будто шлаковые конусы какого-то древнего вулкана, но что за вулкан я не знаю, а может и не вулкан вовсе, а только моя фантазия.

Когда едешь вниз на канатке, просто захватывает дух от этого простора, от гор и облаков где-то внизу. И ветер пахнет снегом и солнцем.
Вечером еще одна прогулка по Еревану, сувениры с местного рынка «Вернисаж», а на следующий день дорога домой. Под крылом самолета остаются острые вершины Арагаца, самолет возвращается в холодную сибирскую зиму.

Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: Дети смотрят мир, Армения, Путешествия, Города

Автор Сообщение

На сайте с 16.09.06
В дневниках: 21398
Откуда: Новосибирск-Сургут

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 22:09

:give_heart:
Меня Гегард в прошлом году потряс. Какая там энергетика. И сам монастырь как сеть порталов в другой мир
Надя-Райздрав

Красиво! :in_love:

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 22:13

Астра Сибирская
На Гегарде нам еще с погодой очень повезло - без снега он бы смотрелся гораздо хуже.

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 22:13

Надя-Райздрав
:give_heart:

На сайте с 19.03.10
В дневниках: 13233
Откуда: Барнаул, центр

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 22:44

Супер!
А как гидов ищете заранее?
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 22:53

sibir_veterok
В этот раз заранее обо всем договорились - нашла в контакте фирму, которая организует экскурсии по Армении, с ними всё обсудили, составили план, а на месте уже ни чем не заморачивались.

На сайте с 20.06.02
В дневниках: 42224
Откуда: Новосибирск, Академ

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 23:19

Спасибо за рассказ!
Читаю, словно про сказочную страну. Не перестаю удивляться, какие разные и красивые места есть на Планете.

Надо мне как-то что-то почитать геологическое, про породы и почвы, чтоб понимать, чем туф от базальта отличается :oops:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 23:30

Настя
В данном случае - цветом он отличается ;)

На сайте с 20.06.02
В дневниках: 42224
Откуда: Новосибирск, Академ

СообщениеДобавлено: Чт Янв 11, 2018 0:20

Aysa писал(а):
Настя
В данном случае - цветом он отличается ;)

В данном случае благодаря тебе я это запомнила :haha:
А прочность одинаковая?
Так-то я догадываюсь, что например из мягкого материала люди могут делать что-то более замысловатое, резное, из более твёрдого - более прочное и долговечное.

А есть ещё такие вещи, как каждая местность имеет свой цвет, и пыль везде разная - потому что породы разные.
И горы отличаются - цвет, фактура, местами вот такие то «пальцы», то «карандаши».

На сайте с 16.09.06
В дневниках: 21398
Откуда: Новосибирск-Сургут

СообщениеДобавлено: Чт Янв 11, 2018 0:39

Aysa писал(а):
sibir_veterok

А можно контакты фирмы? ;)