Лица и таблицы умножения
Чт Авг 15, 2013 10:49
Наконец-то вышла книжка Антона Тилипмана, придуманная и созданная им совместно с Т.Задорожной, "Лица умножения".
http://www.labirint.ru/books/402613/
http://read.ru/id/3542789/
Вот что пишет о книге и работе с ней сам автор (понимаю, что длинно, но прочитать весьма полезно, если вы, как я, например, не учитель. Я вот только благодаря этому описанию поняла, что пресловутый и так любимый авторами американских пособий "multiple choice" может иметь смысл и обучающий эффект в курсе арифметики для младших школьников):
Владельцам яблочных устройств типа iPad и его родственников подскажу также, что совсем недавно вышла игра Юлии Луговской для изучения таблицы умножения:
Вот тут об игре пишет сама Юля: http://orangefrog.ru/multimonster-igra-dlya-izucheniya-tablicy-umnozheniya/
А вот она в istore: https://itunes.apple.com/us/app/multimonster/id658261510?ls=1&mt=8
(Та же самая игра для android тоже будет, кажется, этой осенью).
Возвращаясь к А.Тилипману, автору "Лиц умножения", напомню, что он выступал соавтором и для вот этой книги:
http://www.labirint.ru/books/402613/
http://read.ru/id/3542789/
Вот что пишет о книге и работе с ней сам автор (понимаю, что длинно, но прочитать весьма полезно, если вы, как я, например, не учитель. Я вот только благодаря этому описанию поняла, что пресловутый и так любимый авторами американских пособий "multiple choice" может иметь смысл и обучающий эффект в курсе арифметики для младших школьников):
Цитата: |
Многие дети даже в 3 или 4 классе допускают при умножении такие ошибки, что становится очевидно: суть процесса им непонятна до сих пор.
Непонимание основополагающего факта, что А*Б=Б*А, встречается у детей с пугающей частотой и является прямым следствием бездумного заучивания таблицы наизусть. Животные на страницах нашнй книги - не зубры, и зубрежку они не одобряют. Они изо всех сил намекают ребенку: "Не знаешь ответа - посчитай! Не просто запомни результат, а пойми, как он получается! Если хочешь, можешь даже потыкать в нас пальцем! Мы не укусим!" Таблица умножения - не какая-то бессмысленная абстракция! Вот она - живая и настоящая, ее можно потрогать своими руками. Она встречается повсеместно, и ее не надо бояться - с ней можно и нужно дружить! Обратите внимание: запомнить результат в виде "пример - ответ" все-таки необходимо. Но "шестьюсемьсорокдва" не должно быть магическим заклинанием. Ребенок должен понимать, что за этими словами стоят 6 рядов животных по 7 крокодилов в каждом. И что всего крокодилов - 42. Чтобы лучшье запомнить ответ, полезно произнести его вслух, вместе с примером. Но на самом процессе запоминания делать акцент ни в коем случае не нужно. Попутно наша книга закрепляет еще два полезных навыка. Прежде всего это умение свободно ориентироваться в числах от 1 до 100. Важно не только уметь сравнивать два числа, но и чувствовать, насколько далеко они стоят друг от друга. Очутившись в нашем лабиринте, ребенок будет листать книгу то туда, то обратно. Ему потребуется постоянно оценивать количество страниц, которые необходимо пролистать. К примеру с поляны номер 74 "правильная" тропинка ведет на поляну номер 42. Уметь вычесть 42 из 74, безусловно, очень полезно, но не менее важно уметь быстро оценить,что результат этого вычитания будет примерно 30 и что нужно пролистать назад чуть менее половины страниц. Второй навык - умение оценивать количество предметов, не пересчитывая их. Так, в простейшем случае, на поляне с примером "2*3=...", гуляют, разумеется, 6 животных, а предлагаемые варианты ответа - 5,6,22 и 23. Ребенок может ничего не знать о том, что такое умножение, но он должен сразу увидеть, что 22 и 23 - это гораздо больше, чем количество нарисованных животных. Умение считать приблизительно не менее важно, чем умение считать точно. Лабиринт устроен так, что никакая ошибка не является необратимой. Ситуация "Садись, два!" в нем принципиально невозможна. Ребенок может допустить сколько угодно ошибок, но если с какого-то момента он все-таки начнет отвечать правильно, то до финиша, до секретной поляны, он обязательно дойдет. Вполне возможно, что ребенок посетит какую-то поляну дважды, а возможно, и трижды. Так, герои повести "Трое в лодке, не считая собаки", блуждая по Хэмптон-Кортскому лабиринту, несколько раз проходили мимо одной и той же булочки, валяющейся на земле. Такая "булочка" - верный признак неверно выбранного пути. Заметим также, что "входить" в лабиринт не обязательно на первой странице. Можно открывать книгу на произвольном месте, тем самым варьируя маршрут прохождения лабиринта и встречающиеся на пути ребенка примеры. Во всех случаях кратчайший путь к финишу - это путь без единой ошибки. Ошибка всегда увеличивает длину пути, заставляет больше тренироваться. Осваивать таблицу умножения по нашей книге ребенку лучше со взрослым. Необходимо убедиться, что ребенок в полной мере осознает правила игры и, главыное, саму суть операции: А*Б - это А раз по Б или, что в точности то же самое, Б раз по А. Затем можно оставить ребенка с книгой наедине, никак не форсируя события, но периодически возвращаясь к совместной работе! |
Владельцам яблочных устройств типа iPad и его родственников подскажу также, что совсем недавно вышла игра Юлии Луговской для изучения таблицы умножения:
Вот тут об игре пишет сама Юля: http://orangefrog.ru/multimonster-igra-dlya-izucheniya-tablicy-umnozheniya/
А вот она в istore: https://itunes.apple.com/us/app/multimonster/id658261510?ls=1&mt=8
(Та же самая игра для android тоже будет, кажется, этой осенью).
Возвращаясь к А.Тилипману, автору "Лиц умножения", напомню, что он выступал соавтором и для вот этой книги:
Написано: Веда