Поход на Шавлинские озера. 1982 год.

Пт Фев 04, 2022 5:07

А расскажу как я вам про свое походное детство. Мои мама с папой оъень любили походы и еще до того, как в первые пошли со мной в поход, мама уже сходила на Шавло, а еще с папой сходили в поход гдето на Кавказе, а еще были в Карелии. Но как я пониамю, это вс ебыли организованные кем то походы.
А 31ого мая 1982 года на дне рожденоя у своей подруги, моя мама познакомилась с родственниками этой подруги - семейной парой Галей и Женей, которые были заядлыми походниками. И как то сразу разговорившись, вся компания запланировала на лето поход с детьми на Шавло.

Совместно они продумали маршрут, расписали вс епродукты по дням, нашли спальники, палатки, рюкзаки , ботинки. Короче, по списку все то, что нужно брать в поход.

Вот такая компания собралась. Было три семьи с детьми: я самая младшая шестилетняя, мальчик Тимка на год меня старше, сын Гали и Жени года на 4 меня старше и еще была девочка Аленка , самая страшая, лет 15 ей было - она была из Академгородка, знакомая Гали и Жени.
Поход был самый что ни на есть дикарский и настоящий. это сейачс на Шавло, навеноре, легко добраться, можно в какие то туры группы записаться, а тогда и тропинки то не так очевидны порой были, шли по картам, и даже умудрялись заблудиться.
В первый поход еще и с непривычки, многое не расчитали, брали лишние тяжелые продукты. дети то почти ничего не тащили, а еду, одежду на них ведь тоже надо было брать, вот и получалось, что взрослые тащиле какие то нереально тяжелые рюкзаки. мама говорит, что в первый их поход она тащила рюкзак 25ти килограмовый, а у них еще была пара лишних рюкзаков, за которыми они по очереди возвращались.

Последующие походы уже были с учетом всех маленьмких нюнасов и никаких лишних рюкзаков не было.

До Бийска из Барнаула мы ехали на поезде, а там нанимали автобус с другими группами и ехали часов 12 с ночевкой. Ночевали в спортивном зале какойто школы, Женя договорился со знакомыми. Начилася маршрут Чибита, по словам мамы там сразу начинался очень крутой и длинный подьем.

Я всего, конечно, не помню, но я помню, что от похода я была в восторге. Вот рям помню яркое солнце и очень красивые просторы. Например, помню, как мы скакали впереди взрослых, пото останавливались, оборчивались, их ждали,. Именно тогда на привалах взрослые решали, что как то детям слиушком легко с пустыми рюкзаками и подкладывали нам по полкилограма крупы. А мы продолжали скакть вперед снова. Нескплько раз врподе подкладывали :haha:

Помню невероятно красивые цветы огоньки. Тогда я впервые увидела их на Алтае. А еще помню, как высоко в горах мы нашли цветы Едельвейсы. Они занесены в Красную книгу (хотя, наверное, это было в мой второй поход. Потому что помню, что я сорвала один цветочек для гербария в школу. Было задание один цветок красиво за лето оформить. И как сейчас помню, что оформила я не слишком красиво, но в итоге призы получили две девочки из класса: один моя подруга, которая очень очень аккуратно и идеально оформила страничку с каким то простеньким цветком, и я, потому что хоть и не аккуратно, но зато цветок редкий и в горах добытый :)).

А тот перый поход у меня был перед первым классом. Папа мой много фотографировал и у нас дома есть невероятные фотографии с тех походов. Но надо их арзбирать и искать, поэтому мама мне прислала пока только то, что было у нее разобрано и найдено.

А моя сестренка прошлым летом тоже ходила на Шавло и у нее из инстаграма я надергала немного современных фото.

Вот, например тоже красивые цветы

Я очень хорошо помню , как примерно каждые 40 минут у нас были привалы. Мы садились и ели крекеры, или изюм. Крекеры я не очень любила, они были не сладкие, но они были иочень легкие, и видимо в поход на перекусы их было удобно брать. Позже появились печеньки азбука. Тоже легкие, похожи на крекеры, но немного с сахаром, вот их я обожала.
Обязательно обедали, но не помню, как. Готраздо луычше помню стоянки на ночевки. Разводили костер, ставили палатки. Каждый день одна из семей была дежурная по ужину, завтраку, в итоге эта семья и готовула на всех ужин. Ели суики из пакетиков, тушенку с лапшой, супы из консервов, сухари. Для нас детей, это был какойто рай. В течении дня, невероятные красоты и приключения, а вечерами стоянка у какой нибудь речушки в уединенном месте. Я даже не помню, встречали ли мы каких то туристов тогда, а даже если и встречали, то это были очень редкие грушпы. Это сейчас уже кто хочет может туда поехать, пойти, а в те времена, видимо ходили только самые самые любители походов.
Палатки в те времена были очень даже хорошо промокаемые :). Накрывали мы их какими то пленками, но если шли дожди, то вполне могли и промокнуть, на утро все сушили :). И вот несмотря на все эти неудобства, тяжелые рюкзаки, я помню, что взрослые были такие довольные и счастливые. иначе зачем бы они потом каждый год в походы продолжали ходить :haha:

Ну а мы дети и подавно. Из того, что особо помню, это мышки писчухи в камнях. Так они мне понравились, что я хотела себе домой такую завести, прямо упрашивала родителей :). А еще помню попали в бурелом. Много много поваленых деревьев в сосновом или еловом лезу. Такие красивые елки, как в сказке. И нам надо было через все это пробираться. Иногда надо было прямо перелезать через верх, а иногда , наоборот, подлезать под дерево. Наверное, родителям этот участок пути с их 30ти килограмовыми рюкзаками не очень понравился, но мы были в восторге.

Поднимались мы в наш перый поход дней 5. Я не знаю, сколько километров мы за день проходили, но вряд ли ставили рекорды.

(Все фото , чт цветные, - это недавние, но с тех же мест)

Горные речки обожала

А какой там воздычух, но главное тишина и красота и никого.

Чем выше понимаешься, тем больше гор впереди, да еще со снежными вершинами

А вот и озеро Шавло

Когда добрались до озера, то по плану было задержаться там на несколько дней. Просто отдыхать, рыбачить, сходить на перевал. на перевал, мы кажется сходили, хотя может это было в другой поход. Ноя помню, что там был снег, и так невероятно было вреди лета кататься по снегу вниз.

Там же на поляне вся наша компания взяла понаделал идолов. Я и не помню, толи вот эти поленья там просто валялись, толи торчали из земли. Но наши родители затейники понавырезали им физиономии и не просто физиономии, а в соответствии с нашим же типажом. Потом нарядили их в нашу одежду и фотографировались.

Мой папа (гитару, кстати всегда с собой брали и песни пели у костра)

Мы с мамой

Мы с папой :)

Персонажи другой семьи

Вот эта последняя тетя - это мамина близка подруга, так и дружат всю жизнь. Помню в детсве я ее не очень любила, она поистоянно меня поддразнивала :), а когда подросла, то очень полюбила. Потому что все мамины подруги очень верные, добрые, хорошие, и к нам, как к своим детям практиъески относятся.

А это Женя и Галя. И вот рпедставляете им уже за 70 сейчас, а еще недавно они по прежнему ходили в походы! Практически каждое лето шли на Алтай. У них была собака Дружок и в первые годы, они всгеда ее брали с собой :). Мама говориут, что в тот первый поход про Галю всегда говорила, что она слабенькая, у нее слабое сердце и тяжести ей таскать нельзя, в итоге моя мама помогала ей тащить рюкзак

Вот эта тоненькая мама, которая таскала тяжеленные рюкзаки :haha:

Но потом Галя расходилась по походам и так собственно всю жизнь с Женей и ходили в них.

А потом на нашей стоянке случилсоь невероятное. Вот этот момент я очень хорошо помню. Готовился ужин. Планировались лапша со шкварками. Я очень любила шкварки, кстати. А я что то делала около костра, на котором висел котелок с кипящей водой. И тут история расходится. Мне кажется, что я вертела крючочки, а мне говориули не вертеть. Мама же считает, что я носилась вокруг в попытке поцеловать мальчика Антошку. В любом случае я кака то налетела на котелок и весь он опрокинулся на мою ногу.

Дальше я не помню ничего, но по словам мамы кожа с моей ноги слезла, как чулочек.
Удивительно, как быстро родоители приняли меры. мам говорит, что если бы щто произошло дома, то на самом деле все было бы гораздо хуже. Ведь дома мы сроду не держали каких то специальных средств. А здесь, собираясь в поход, аптечку собрали по полной. Моя мама даже по началу ворчала, что слишком ненужное и дорогое понабрали. А в итоге все щти ожоговые брызгалки и другие медикаменты пригодились моментально. Мою ногу как то очень быстро там же чем то забрызгали, обработали. Недалеко была еще одна группа трустов, более профессиональных, помогли тоже.
Ногу забинтовали, меня снотворным накачали, спать уложили. Ожог у меня был какойто между первой и второй степенью с большой площадью.

Помню проснулась я в палатке, голодная приголодная и начинаю просить еды. Мне приносят лапшу, но без шкварок (их все уже сьели). и я как то очень расстроилась, что все продрыхла и шкварок мне не досталось.

Ну а на следующий день или через день мы стали спускаться вниз, потому что надо было чтото теперь делать с ногой и на перевязки всякие ходить. Вообще удивительно, сейчас об этом думаю, и понимаю, что я то бы, наверное, паникавала не знаю, как слуычись это с моим ребенком, а я вспоминаю щто все как приключение. Ну вывернула котелок, ну ушли пораньше из похода, езхала на шее у папы всю дорогу назад.

Вполне довольная, как видите :). Вся группа то надеялась назад налегке да по горку пойти. А в итоге папа нес меня, а папин рюкзак распределили по остальным. так то легче не стало на обратном пути, арз ве что путь в основном под гору. Назад спускались 3 дня. Мама говорит, что я ехала на папе и постоянно выспатривала всякие красивые цветочки.

Хорошо помню маленькую алтайскую деревушку, где мне делали переваязку. вот перевязки мне былов сгеда страшно делать. Бинт прилипал, и чтобы его снять, его медленно отмачивали и сло за слоем аккуратно разворичивали. Вот помню небольпой домик, который служил поликлиникой. Там и был то наверное, всего один кабинет и две невероятно милые девушки алтайки. Улыбчивые, приятные. Со страха сначала я писить захотела, мне тазик дали :haha: .

Вообще врачи сказали, что с учетом большой площади ожога и 2ой степени (если мама не напутала со степенями), такой ожог подлежит госпитализации, но у меня както все очень хорошо подживала, поэтому мои решили ехать в Барнаул. Мама до сих пор считает, что видимо за счет того, что вокрыг был стерильный горный воздух и моментально приняты меры с этими брызгалками, то у меня никакой инфекции не попало, и вообще сейачс даже не верится, что у меня был такой ожог. Никакого даже минимального шрама не соталось. А ведь мы потом в Барнауле еще несколько недель на перевязки ходили.

А за нами приехали чьи то друзья, которые работали теми, которые испытывают разные машины. В итоге они как раз были в тех краях и нас с ветерком на своих крутых гоночных машинах довезли. Мам говорит, что несмотря на мой ожог, весь поход получился очень веселым и интересным.
Ну такое вот "приключение" никак не отбило желания у моих родителей ходить в походы. На следующих год мы ходили на Мультинские озера, потом к Белухе ходили, а потом снова на Шавло.
В свой четвертый поход на Шавло мы снова выпилили полено с мордой и выпилили на нем его имя. Назвали Зашебатр. Каждые две буквы были первыми буквами фамилий наших четырех семей :).

Вот такое классное походное детство у меня было. Решила раздобыть потом фото с других походов и еще как нибудь напишу о них.

Я ж забыла две дедовы картины добывить! Дед после нашего похода Шавло написал!

Написано: Popuchok  Благодарностей: 5

Откуда: Германия-Россия

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 5:43
Ответить с цитатой

Я даже представила себе эту тишину и эту красоту. И песни, и тушёнку. А с аптечкой конечно, вам очень повезло. И Мама у тебя красивая :)
Aysa
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
В дневниках: 15830
Откуда: Академгородок, Щ

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 7:13
Ответить с цитатой

Семейные походы - это здорово!
Леся:))

На сайте с 06.11.10
В дневниках: 18888
Откуда: Россия))

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 7:14

Классный рассказ, спасибо!
Старые фото - это ваще огонь!!
Murchenok

На сайте с 03.03.07
В дневниках: 24697
Откуда: Новосибирск, пос. Садовый

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 7:28
Ответить с цитатой

Я тоже очень помню все семейные вылазки в лес. :-)
С ожогом, конечно, хватили стресса родители..
Я на Шавлинском не была, а муж был в 1998.
Тоже на этих идолах фотались.
Слушай, а вы их первые вырезали, или уже были и родители добавили?
На Мульте были.
Сейчас народу на Алтае просто невероятное количество..и по основным маршрутам разбили тропы очень сильно лошадьми..
Кьяра10

Откуда: Академ, Щ

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 8:36

Очень интересный рассказ!
Восхищаюсь твоими родителями! Они просто герои! И их друзья, конечно, тоже :-) Какие все замечательные! :give_heart:
Ааrе

На сайте с 04.05.09
В дневниках: 20059

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 8:57
Ответить с цитатой

«Невероятные приключения Полинки и её друзей на горных тропах» - представляю такую детскую книжку с картинками :D
Про идолов тоже интересно! Вы сделали, а другие туристы фотографировались с ними и фото ваших красавцев разбежались по всей России!)))
Спасибо, Полина, за рассказ - очень интересно!
(Ножку жалко! Представляю, что чувствовали твои родители! И как хорошо, что с собой оказались нужные медикаменты)
Katerin-84

На сайте с 21.03.08
В дневниках: 12945
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 9:50
Ответить с цитатой

Круто! Представляю, как интересно!
olga75
Профессор

На сайте с 23.01.07
В дневниках: 7568
Откуда: Омск, Сити-центр

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 9:54
Ответить с цитатой

В детстве я так хотела пойти с папой в поход. Но никак не сложилось. Как здорово, что у тебя было походное детство!
Но история с котелком, конечно, капец. Хорошо, что все хорошо закончилось.
vaska
Профессор

На сайте с 13.07.09
В дневниках: 2267
Откуда: Академгородок

СообщениеДобавлено: Пт Фев 04, 2022 10:58
Ответить с цитатой

очень интересный рассказ получился)