Про обесценивание, самозавышающуюся планку и...

Вс Ноя 25, 2018 16:20

"Про обесценивание, самозавышающуюся планку и другие прекрасные пути в депрессию" (не дает столько букв в заголовке написать).
Этот пост я пытаюсь написать уже очень давно, наверное, уже пару лет :aga-aga: И уберу я его весь под спойлер, для того чтобы те, кто считает, что это так ужасно ныть в своем дневнике, могли спокойно пройти мимо.

Итак, о чем я хочу сегодня поговорить. Во-первых, о завышении планки. Вернее о том, что она как-то сама все время ползет куда-то недостижимо вверх, а я остаюсь под плинтусом. Даже если этот плинтус потолочный, ощущения не меняются. Как это работает (возможно, только у меня): есть некоторое достижение, я ему радуюсь сегодня, а завтра, если я его не повторяю, то уже мало делаю, а если повторяю, то это "ну хоть не хуже, чем вчера". Говорить о таких вещах проще всего на примере спорта, просто потому что там достижения проще всего померить. Вот например: я бегаю регулярно (кстати, сейчас нифига не регулярно) два раза в неделю по 10 км. Вроде и не мало, но раз регулярно, то значит для меня и не много. Этому уже вроде нечего радоваться, разве что тому, что нахожу силы не пропускать (когда нахожу). Потом по каким-то причинам в одну тренировку делаю больше, например бегу большой круг в Ботсад, выходит 13 км, да еще и с хорошими такими горками. Возвращаюсь такая радостная, я молодец, да и маршрут там приятный и красивый. Ну и похвастаться кому-то могу: мужу там, подруге, или тут написать, особенно если это не 13 км, а полумарафон. Меня "погладят по головке", мне хорошо. Но когда я в следующий раз возвращаюсь к своим обычным тренировкам, то я уже не молодец, уже ну как-то где-то с натяжкой пойдет, и уж точно уже не напросишься на похвалы. Да и если снова пробежать те же 13, то тоже уже какие похвалы, ну да, не хуже, чем в тот раз - тоже мне достижение. Итого, чтобы получить единицу самоуважения, надо опять сделать больше, и в какой-то момент (обычно достаточно быстро), я понимаю, что уже просто не могу - по времени, по силам, да даже и просто по целесообразности. И вот оно случилось - планка улетела, а я опять в обнимку со своим плинтусом, хотя объективно делаю не меньше, чем до этого. Сразу скажу, я тут так подробно пишу про эти километры не потому что мне так важно их набегивать, а скорее даже наоборот, потому что именно о них говорить проще, не настолько болезненно, зато очень наглядно.
А так эта штука работает на все, за что я берусь: на продуктивный расход времени (сегодня я успела сто-пицот мелочей, а завтра просто обычный день), на фотографии, на походы опять же (на них чуть ли не больше всего), на рабочие какие-то вещи тоже.
И есть еще одна штука, вроде примерно о том же: обесценивание. И если планку свою я задаю себе сама, то обесценивание - это когда снаружи. А натурам депрессивным, у которых дофамин явно в недостатке, очень важно именно внешнее подкрепления (а вы думаете зачем я так упорно пишу свой вау-дневник?).
Пример про обесценивание с работы. У нас достаточно часто возникают какие-то очень странные задачи по визуализации каких-то нестандартных объектов. Задача в таких случаях ставится так: "Никто никогда это вот так не смотрел под микроскопом, как это делать не ясно, как сделать из этого микропрепарат не понятно, и вообще не понятно, возможно ли это. Но если вдруг что-то выйдет, то будет очень круто". Я такие задачи очень люблю, хотя бы потому что это прекрасный повод уединиться с приборами и не делать кучу другой ерунды. Я обычно, прежде чем начать такую работу всегда уточняю, что если я сейчас это не порежу, то это может идти в мусорку (и обычно получаю утвердительный ответ, потому что значит это просто уже не про микроскопию). Я несколько дней всячески развлекаюсь, придумываю какие-то супер-способы, на грани шаманства (а любая работа руками она такая), и вот он, заветный срез готов. Вроде и понятно, что он будет не идеален, в отличие от стандартных срезов по стандартным методам. Но ведь потом обязательно кто-то (причем не обязательно начальница) скажет "а что это так неровно?". Или другой вариант: все получилось, все довольны, вроде сплошная радость и выработка дофамина. А потом мне приносят Это еще раз, но уже со словами: "ну это же совсем не сложно". Да, блин, совсем не сложно, но неделю назад никто не верил, что это вообще возможно! И вот теперь, если я не повторю, то это уже называется "не справилась с прямыми обязанностями".
И опять же работает это обесценивание на все. Как же я ненавижу фразу "а что такого"! "А что такого" это же всего лишь: уроки с ребенком, уборка, просто на кнопочку нажать (про фотографию, над которой я много часов сидела), легкая прогулка (а не категорийный поход) и т.д. А бывает еще совершенно прекрасное и очень разное, от разных людей "это всего лишь Камчатка": да, блин, мелочь-то какая (не горы, не Исландия, не Путораны, вообще ерунда какая-то). И куда от этого "всего лишь" прятаться не понятно :aga-aga:
И еще одна форма этого же самого: "да все так живут и ничего". Блииин! Неужели говорящий, и правда, верит, что все живут одинаково?! Вот честно, никто ТАК не живет, потому что каждый живет по-своему, вот и все. Кто-то страдает от отсутствия денег, а кто-то при том же финансовом состоянии не страдает, кому-то приятно поддерживать порядок дома, а кому-то это в тягость, кто-то любит вкусную еду и с радостью готовить, а кто-то мечтает о таблетках от голода, лишь бы не тратить время. Все мы живем по-разному, а если и одинаково, то для всех важны какие-то свои вещи.
В общем, к чему это я? Во-первых, давайте чаще говорить людям, что они молодцы, во-вторых, если человек говорит, что ему что-то далось тяжело, пожалуй не стоит говорить, что нет в этом ничего сложного. Как-то так :give_heart:

 Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: психологическая гостиная
Страница 2 из 2

Автор Сообщение
Марина Ю.
Автобродяга
Автобродяга

На сайте с 24.01.08
В дневниках: 10650

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 0:37
Ответить с цитатой

Aysa

Я тоже несколько лет похожий пост обдумываю. :-) За исключением того, что у тебя достижения действительно прям невероятно крутые!!!
А у меня они могут показаться чем-то существенным только тем, кто очень-очень в теме. :shuffle:

В общем, я на тебя смотрю как на такую высокую планку, которую мне не просто не достичь, а даже и не увидеть. :haha:

Всегда с удовольствием все читаю, даже если не все комментирую.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
Aysa
С Камчаткой в сердце
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
В дневниках: 15749
Откуда: Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 10:09
Ответить с цитатой

Matilda
Ну тогда, по этой логике выходит, что больше всех не желают мне добра мои родители, да и у мужа тоже такое регулярно проскальзывает. Не думаю, что тут в этом дело. Скорее просто в том, что для них мои достижения, на самом деле мелочь - вокруг меня, действительно много очень сильных людей, до которых мне никогда не дорасти :aga-aga:
Списки - не мой вариант, я мало того, что буду убиваться, что сделала только 18, так я еще и, если буду писать на другой стороне, то напишу что-то вроде "сходила на работу", а в планах-то будет на эту работу штук 10 пунктов.
У меня на Камчатке (правда, это в реальности от перегрузки) прямо псих случился с этими списками. Был у меня список дел на два дня, было в нем штук 15 пунктов. За первый день я сделала два - "купить продукты к следующему маршруту" и "упаковать продукты к следующему маршруту". А остальные пункты были типо позвонить, написать, зарядить аккумуляторы и т.д. Так вот, первые два пункта я закончила вечером, когда уже звонить, вроде и не удобно. И сидела плакала от того, что сделала только два, а на завтра осталось еще 13 :eek: Причем, я успокаиваю себя, что там все быстро, но мне все равно жутко плохо.
Так что списки тоже не совсем мой вариант. Говорю, же нужно внешнее подкрепление :aga-aga:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Aysa
С Камчаткой в сердце
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
В дневниках: 15749
Откуда: Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 10:12
Ответить с цитатой

Марина Ю.
И вот, мы видим наглядный пример завышенной планки: Маринушка, которая делает столько, что я вообще не представляю, как живой человек может столько делать, рассказывает, что я - недостижимо высоко :haha: Вот это как раз про то, что каждый делает что-то свое, а сделать все - и свое и всех других вокруг, не может и страдает от этого.
Скрытый текст:
Мне сегодня приснился сон, как будто мы взяли еще четверых детей :eek: :o :o И я сижу такая и думаю "как же мы справимся, я же не Марина, чтоб такое сделать". Проснулась, осознала, что в жизни все по плану и никаких великих потрясений - порадовалась :lol:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Matilda
Академик
Академик

На сайте с 14.10.03
В дневниках: 22954
Откуда: Москва

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 10:24
Ответить с цитатой

Aysa
С родителями ситуация часто встречается... Встают на оценивающий постамент и начинают выдавать в этот мир кто молодец, а кто нет.
Их не изменить, хотя, а судьи - то кто?
Но и нам уже не 5 лет. Забить, просто забить и не тащить очередную "пятёрку" в надежде на поглаживание.
У Нади Райздрав есть хорошая фраза про заклеивание эмоциональных ссадин пластырем и максимизации усилий в сторону осчастливливания детей. :obnim:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Клюшка
Широко известна в узких кругах
Широко известна в узких кругах

На сайте с 03.03.08
В дневниках: 29264
Откуда: Москва, Беговая

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 17:31
Ответить с цитатой

Да :haha:
Всё да.
И дофаминчик да. Недавно статейку читала по этому поводу, что надо просто пережить стабилизацию после дофаминового всплеска.
Ты крутая. Для меня то, что ты делаешь недостижимо в очень многих областях.
Я вообще ничего не делаю и временами считаю себя вполне норм :mrgreen:
И про похвалу. И про родителей "ну и нафиг ты эту бабочку фотографировала? делать нечего", и знакомые есть такие. Но из списка друзей вычеркнула. Я ообще крайне чувствительна к оценкам извне, поэтому во многих вопросах топчусь на месте, вроде как боюсь "а сейчас не получится и всё", хотя какая разница, ну не получится и ладно. Но стою.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Aysa
С Камчаткой в сердце
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
В дневниках: 15749
Откуда: Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 18:01
Ответить с цитатой

Клюшка
Да :obnim:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Марина Ю.
Автобродяга
Автобродяга

На сайте с 24.01.08
В дневниках: 10650

 СообщениеДобавлено: Пн Ноя 26, 2018 23:19
Ответить с цитатой

Aysa

Цитата:
И вот, мы видим наглядный пример завышенной планки:


Я и говорю, что давно хочу такой же пост написать. :haha:

Цитата:
Маринушка, которая делает столько, что я вообще не представляю, как живой человек может столько делать


Вот далеко не все так считают. И всё привычнее и привычнее я просто молча киваю на вопрос: "Домохозяйка? Ничего не делаешь?"

Цитата:
рассказывает, что я - недостижимо высоко


Дааа!!! Это правда!!!!
Я хочу в горы! Я хочу пешком далеко-далеко, но ... для моей семьи достижение пройти даже столько, сколько мы проходим. :aga-aga:

Цитата:
И я сижу такая и думаю "как же мы справимся, я же не Марина, чтоб такое сделать".


Вот! Я уже людям в кошмарных снах снюсь! :haha:
Видимо сильно тебя мой комментарий вчера зацепил...
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
Aysa
С Камчаткой в сердце
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
В дневниках: 15749
Откуда: Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Вт Ноя 27, 2018 7:16
Ответить с цитатой

Марина Ю.
Неа, мне сначала приснилось, а прочитала комментарий я уже утром :-)
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Aysa
С Камчаткой в сердце
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
В дневниках: 15749
Откуда: Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Вт Ноя 27, 2018 7:34
Ответить с цитатой

Марина Ю.
А для меня, кстати, вообще не доступны автопутешествия :aga-aga:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Показать сообщения:
Страница 2 из 2