Вокруг и около Байкала

Чт Июн 29, 2023 12:23

Эта поездка вся была сплошным компромиссом — между моим желанием дикой природы и Дениным желанием «гулять по городу и есть в кафе», между желанием пойти в поход и ограничениями по здоровью мужа. В итоге, мы поехали на Байкал, но так, что самого Байкала там была всего пара дней из большой поездки. Так сказать, заполняли пропуски, которые остались с прошлых поездок.

Надо сказать, я там уже бывала почти везде (но тоже не везде, конечно), и хотела показать эти места своей семье.
В общем, опять лето, и опять поезд на восток.

День 1. Иркутск - Тальцы
Первая остановка — в Иркутске. Приехали рано утром, оставили вещи в камере хранения и отправились в музей под открытым небом Тальцы. Ехать до туда от автовокзала на маршрутке, которая идет в Листвянку. Маршруток много, так что взяли билет на ближайшую и уехали.
В музее собраны деревянные строения перенесенные сюда со всей Сибири. Начиная от стойбищ эвенков и тафаларов, и заканчивая домами купцов, церквями и школами.

Территория просто огромная. Стойбища устроены прямо в лесу, так что посмотреть тут есть что не только на тему этнографии, но и на тему природы. В лесу все цветет — огоньки, аквилегии, венерины башмачки!

И еще, что меня удивило — просто поляны княженики. Пока только в виде цветов, а если приехать к августу, то и ягоды должны быть!

Над резными крышами носятся деревенские ласточки — удивительно яркие здесь.

Если пройти через всю огромную территорию музея, то можно выйти к реке. По дороге еще обязательно посмотреть быт бурятских кочевников и их юрты.

А потом выйти к Ангаре, которая здесь уже почти водохранилище. Вода гладкая, как зеркало, и очень холодная.

В самом музее, действительно много всего. Мы еще скачали аудиогид и слушали о всех этих зданиях. Заходили в дома, смотрели, как люди жили.

Правда, там так много всего, что очень быстро внимание рассеивается и уже не получается воспринимать. Если на первых экспонатах (или правильнее говорить «местах» или «зданиях»?) дети кричали, что это лучший музей в жизни, то на второй час начали потихоньку возмущаться. На этот случай в Тальцах есть и для детей развлечения — качели, ходули, перетягивания каната.

В итоге, мы прогуляли там часов шесть, но и то посмотрели не все. Вернее, глянули все, а подробно рассматривать уже сил не было. Да и жара придавила.

День 2. Олхинское плато
На следующий день все-таки едем на природу, и никакие возражения, что кто-то не хочет долго ходить, я слушать не хочу.
На Олхинском плато я уже была в прошлом году после похода, мне понравилось — решили повторить. Вот тут про него писала https://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=990508
Само плато достаточно обширное, расположено между Ангарой и южной частью Байкала. Но нас интересовала группа скал-останцов на нем. От электрички до скал идти километров 6 по хорошей тропе. Тропу оборудовали волонтеры из Большой Байкальской тропы, так что она сделана на совесть. Везде есть маркировки, все упавшие по весне деревья или убраны в сторону, или распилены, так чтобы не мешали пройти. Иди и радуйся, цветочками любуйся.

Можно еще птиц смотреть. Именно здесь я встретила два новых для себя вида. Крошечная синехвостка — такую птицу я вообще не знала.

И красотка кедровка. Ее я, конечно, узнала, но раньше сфотографировать такую не удавалось.

От основной тропы есть ответвления к другим скальникам. В прошлом году мы это ответвление не нашли, так что тут решили сходить по тоненькой тропке к скале Старуха. Эта скала гораздо меньше, чем цель нашей прогулки Витязь, но тоже красивая стенка на гребешке хребта.

А еще тут небольшая пещера, в которой оборудовано место для стоянки — кострище и место под палатку. В дождь, наверное, неплохо, а в теплую солнечную погоду даже не захотелось соваться в промозглые сумерки пещеры.

И все-таки возвращаемся на основную тропу и поднимаемся на смотровую площадку на Витязе. Очень мне нравится, что здесь можно по хорошей тропе выйти на вершину скалы и смотреть с высоты на лес и реку под ногами, да и на турбазу с юртами сверху смотреть красиво.

Лазить мы там совсем не стали, даже до дальней смотровой, как в прошлый раз, не пошли — всем страшно и хочется обедать, а я просто там уже была. Так что спускаемся к реке и на берегу садимся обедать.

Река очень приятная, мы в ней даже окупнулись. Холодная, конечно, но на улице такая жара, что это только радует. В лесу стоит просто одуряющий запах смородины - лист парит на жаре!

И на скалы снизу посмотрели — впечатляет. Огромная стена нависает над рекой.

Обходим скальник и идем обратно другой дорогой. Если по пути туда была живописная тропа, то тут просто дорога вдоль реки. Зато не надо подниматься на водораздел.

Я надеялась тут еще каких-нибудь птиц увидеть, но нет, только лисичка нарисованная на камне.

И сама река весьма живописная. Она то растекается и кажется, что вода стоит на месте, то сбегает круто вниз, почти водопадом.

Успели даже не на последнюю электричку и уехали обратно в город.

День 3. Иркутск
Вообще не поняла, зачем нам был нужен этот день — в Иркутске мы уже были много раз, ничего конкретного там не хотели. Но раз было желание гулять по городам — гуляем.
Я хотела показать детям музей Ледокол Ангара, приехали туда, а он на ремонт закрыт. Повздыхали и пошли смотреть, что там вокруг есть.

Ладно, кого я обманываю, отлично я знала, что именно там вокруг есть. А есть, прямо рядом с ледоколом прокат САПов. Я решила, что это может несколько скрасить не интересный мне день. Взяли мы с Сережкой по САПу и поехали гонять по водохранилищу. Правда, нам сказали оставаться в пределах видимости, так что просто покатались туда-сюда. Тренировочка.

В это время Деня наслаждался своим городским отдыхом — вытряс из папы какой-то коктейль, покидать плюшевых птиц в свиней, зайти в контактный зоопарк.
Раз с культурной программой не очень задалось, поехали есть. У нас есть любимая кафешка в 130 квартале. Сам квартал я не люблю, а кафе с бурятской кухней там очень приятное. Я почему-то опять не сфотографировала еду, так что поверьте мне на слово — буузы и шулэн там очень достойные.
Потом все-таки пошли за своей культурной программой — в музей природы. Музей не большой, да и была я там уже. Так что кажется, что могу экскурсии водить. Чем, собственно, и занялась — провела детям экскурсию о природе Прибайкалья. Не уверена, правда, что они тоже там что-то новое узнали, но посмотрели на чучелки, вспомнили, кто есть кто.

И потом традиционная прогулка по центру и набережной. И очередная фотография старого здания Русского географического общества.

Из необычного — птица, которую я искала в Иркутске всю прошлую поездку, потому что их тут должно быть много, а у нас такие не водятся. В тот раз она нам не встретилась, а тут — пожалуйста, в самом центре города сидит горделиво, не боится никого. Знакомьтесь — голубая сорока.

А потом еще набережная Ангары. Единственное место, которое мне действительно нравится в Иркутске.

А еще удивительный ракурс Ангары с моста.

День 4. Байкальск
Утром следующего дня переезжаем в Байкальск. Это городок уже на восточном берегу Байкала. Знаменит он тем, что там был целлюлозно-бумажный комбинат, который лет 15 назад закрыли. Но мы, понятно, не ради него ехали. Просто это точка на берегу Байкала.
Железная дорога идет прямо по берегу Байкала, как спускается к Слюдянке, так до самого Байкальска от берега не отходит (дальше тоже вдоль берега пойдет). Так что 4 часа дороги пролетают незаметно.
Приехали, неожиданно выяснилось, что станция Байкальск и о.п. Байкальск-пассажирский это разные места. И поезд, внезапно, приходит не на пассажирский, как я ожидала, и где забронировала жилье (да и вообще вся жизнь там). Ну, ничего, пришлось на такси подъехать. Зато с таксистом на завтра договорились.
И, наконец-то, идем к Байкалу! На берегу в Байкальске стоит скульптура, или правильнее сказать «арт-объект» Ухо Байкала. Огромное ухо из трубок. Сережа выяснил в аудиогиде, что если через него кинуть камушек и попасть в воду, то желание сбудется. Я, конечно, посмеялась, что это древний ритуал и все эвенки и буряты приходили из тайги, чтобы кинуть камушек через ухо. Но, если детям интересно, то почему бы и нет.

Рядом еще пара скульптур — клубники и нерпы. Но самое интересное здесь, конечно, не скульптуры, а сам берег. Сначала каменистый, а затем длинный песчаный пляж.

На берегу важно ходят крохали — утки с крючковатым клювом.

А если пройти чуть дальше, начинается уникальное место, ради которого и стоит остановится именно в Байкальске — гранатовый пляж. Песок здесь розового цвета, на солнце бы вообще ярко смотрелся. У нас было пасмурно, но все равно видно цвет.
А если присмотреться — он состоит из кристалликов граната. Я почему-то была уверена, что это просто песок (розового кварца) с вкраплениями граната. Но нет, видны именно кристаллы разного размера. Видимо, амальдин и есть.

Взяли песка с этого пляжа, как доберусь до работы, сфотографирую под микроскопом — должно быть очень интересно!

День 5. Теплые озера
Еще одна точка, которую мы долго откладывали на потом — Теплые озера на реке Снежная. До них ближе из поселка Выдрино, так что нам пришлось из Байкальска взять такси (о нем вчера и договаривались). Зато доехали прямо до Экопарка.
Скажу сразу — от Экопарка одно название. Правильнее было бы называть это территорией турбазы. Домики по берегам, на озерах катамараны на прокат, а еще бары с пивом уже с утра, и музыка на весь лес.

Все очень искусственное. И в озерах плавают искусственно привезенные лебеди. Не наша птица черный лебедь, и не наш лебедь-шипун. Птицы прикормленные, человека не просто не боятся, а еще и требуют еды. Когда мы ели свои бутерброды на берегу озера пара лебедей буквально напала на нас — они даже не шипели, а рычали и клювами щелкали. Но вредного хлеба мы им все равно не дали. Кормили травой, ее они тоже с удовольствием ели.

Честно говоря, меня все происходящее так расстроило, что хотелось развернуться и назад поехать. Но на помощь опять пришли САПы. Как правило, весло очень хорошо смиряет меня с не идеальностью мира. А пока я по озеру туда-сюда гонялась, дети с папой взяли катамаран и крутились рядом.

Полчаса интенсивной гребли и я начинаю видеть красивое. Даже нашла ракурс, где это озеро выглядит так, как и должно — лесным озером.

Озер три — Изумрудное, Теплое и Сказка, оно же Мертвое. Теплое я вам уже показала, на нем мы на сапах катались. На Изумрудном стоит часовня, которая отлично вписывается в пейзаж.

А над озером сказка возвышается гора Шапка Мономаха — удивительно правильной формы.

Между озерами гора Верблюд. Почему-то мы решили, что на нее подняться интереснее, чем на Шапку. Поднялись, но кроме нас, похоже, нет дураков туда лазить. Тропа есть, но очень заросшая, проще говоря, по кустам. Еще и клещей в тех кустах куча.

На горе даже есть смотровая площадка на реку Снежная.

Если с утра была какая-то непонятная погода, то пока мы ходили на гору, выглянуло солнце. Так что в теплых озерах даже можно было купаться. Вода не то чтобы прям теплая, но заметно теплее, чем в Байкале. Пишут, что летом она прогревается чуть не до 30 градусов. Сейчас здесь еще самое начало лета, а судя по растениям, вообще весна, так что вода попрохладнее, но тоже можно купаться.

И просто немного лесных картинок из этого дня, которые не укладываются в логику текста.

И снегири летом - просто интересный момент

День 6. Переезд в Улан-Уде
Утром проснулись — дождь. Но все равно Сережке припекло кинуть еще один камень в Ухо Байкалу (как звучит-то). Дошли до берега и вернулись обратно. Все, на этом интересное сегодняшнего дня закончилось.
Сели в поезд и поехали в Улан-Уде. Из поезда я смотрю на Селенгу и понимаю, что, наверное, сплав по ней будет не очень интересен — это я уже на следующий поход планы строю. Все меня эти места не отпускают.
В Улан-Уде успели только сходить поесть в рекомендованное кафе Белый тигр.

А потом все, это день закончился, надо готовиться к завтрашнему и попробовать лечь пораньше.

День 7. Ушканьи острова
Это был гвоздь программы, а для меня вообще цель всей этой поездки — лежбище нерпы.
Дорога до туда длинная. Сначала на машине от Улан-Уде к Байкалу и вдоль его берега. По дороге заглянули еще в одно место, которое я давно хотела посмотреть — маяк в Турке. Маяк этот не настоящий, это просто туристический объект, но смотрится он очень здорово, особенно в утреннем свете. Были мы на нем очень рано — вся инфраструктура еще закрыта, так что только со стороны глянули.

И на берег Байкала тоже по пути выходили посмотреть. И Буркану поклониться.

Говорю же, тут почти весна — еще маральник не отцвел.

А дальше через полуостров Святой Нос в Чивыркуйский залив. Там нас ждал катер, который и повезет нас к нерпе.

Сам залив тоже очень красивый — множество островов, горы на другом берегу еще не освободились от снега, вода такая голубая!

И чайки за нами летят.

Очень интересно смотреть на места, которые я до этого видела только зимой - вроде и узнаю берег, а вроде и нет. Прямо-таки эффект двойной памяти :haha:

И вот, добрались. Пожалуй, самое заповедное место Байкала — Ушканьи острова. Это архипелаг, состоящий из трех островов. Именно здесь самые большие лежбища нерпы. Названы острова как раз в честь нерпы, но, можно сказать, ошибочно. Первооткрыватели приняли нерпу за знакомых им тюленей морских зайцев, которые в большом количестве водятся в белом море, и назвали острова «заячьими».
Попасть сюда можно только в сопровождении инспектора заповедника, ходить только по тропе и вести себя максимально тихо, чтобы не напугать животных.

К лежбищу нерпы оборудована тропа, длиной 350 метров — остров совсем крошечный. Тихо, стараясь вообще не делать лишних движений подходим к смотровой площадке. Там сделана стена со смотровыми отверстиями, чтобы мы могли видеть животных, а они нас нет.

Ладно, что я говорю, просто посмотрите фотографии. Мне кажется, нерпа это даже более мило, чем котики.

Здесь на камнях они линяют, снимаю прошлогоднюю шерсть. Вот тут хорошо видно, что у некоторых она еще не полностью сошла.

Нерпы очень осторожные и, даже несмотря на все наши предосторожности отлично нас видели. Вон, прямо в глаза мне заглядывает.

В какой-то момент они что-то заметили и почти все спрыгнули с камней, но быстро успокоились и вернулись.

Друг друга нерпы тоже не очень жалуют. Терпят, конечно, но не рады. А при случае и спихивают соседа с камней, и лапой когтистой колотят. Это милое размахивание ластой, похоже, совсем не игра, а настоящая драка за место под солнцем.

Вы только посмотрите, сколько их там! И, говорят, бывает гораздо больше.

Долго нам тут стоять не дали — пора оставить животных одних. А нам отправляться в обратный путь.

По пути назад еще заехали в бухту Змеевую на горячие источники.

Бухта не зря так называется — змей тут, и правда, полно. Ужа, вон, удалось заснять.

Горячие источники летом под горячим солнцем меня не впечатлили, так что я купалась в холодном Байкале. А вот дети разнежились в источниках и по дороге обратно спали как убитые.

День 8. Улан-Уде
Дождь, который шел за нами по пятам, все-таки догнал нас. Ну, когда-то это должно было случится — лучше сегодня, чем вчера. Все равно ничего особо важного мы на этот день не планировали. Но у Улан-Уде опять не было шансов мне понравится — гулять по городу под дождем сомнительное удовольствие. И даже в музей не сходишь — сегодня понедельник.
Все равно сходили посмотрели центр, опять же, голову Ленина сфотографировали (на телефон, потому что фотоаппарат не рискнула под дождем достать). Голова, конечно, впечатляет некоторым безумием и своими размерами. Это самый большой памятник Ленину, и он только голова. А теперь, для еще большей парадоксальности картины, повесили под головой плакат с огромной буквой V.

К обеду дождь прекратился и мы все-таки поехали в Иволгинский дацан. Это знаменитый на всю страну буддистский комплекс, он входит в многочисленные списки самых-самых достопримечательностей. Я тут уже была, и в прошлый раз мне не понравилось. Решила повторить. И общее впечатление не изменилось. Наверное, если приезжать сюда как в храм, поклониться святыням, то он того стоит. Здесь лежат мощи какого-то буддистского святого, который был настолько свят, что его тело после смерти само мумифицировалось. Это религиозный центр притяжения всей Бурятии, а то и вообще всей России.
А если прийти как турист, то не очень — все какое-то обветшалое, да и не дружелюбное. А еще и фотографировать на фотоаппарат нельзя, можно только на телефон (бред какой-то). Что-то я на телефон сфотографировала.

Но у меня есть телевик, так что я вам все-таки покажу каким красивым может быть Иволгинский дацан, особенно когда не видно ободранной краски.

Обратно мы пошли пешком до поселка Иволгинск — 6 км по дороге. И вот тут уже я отвела душу. Сколько там птиц!

Я сфотографировала редкого краснокнижного большого кроншнепа.

А еще мне казалось очень логичным, что в Иволгинске должны быть иволги. Иволгу не встретили, но нашли другую желтую птицу, я такую вообще не знала — дубровник.

И уже издалека мы увидели, как над дацаном наконец-то вышло солнце

День 9. Улан-Уде
Сегодня днем уже поезд домой. Есть еще полдня, так что доходим до тех мест, куда вчера не дошли. Сначала искали набережную — украшение любого города. Не нашли. У Уды набережная отсутствует, просто река, мутная и быстрая.

У Селенги набережная теоретически есть, но сейчас вся на ремонте и не пройти. Ну, мы и не прошли. Пошли все-таки в музей, куда вчера не попали. Музей природы Бурятии. Опять на чучелки посмотреть. Этот музей очень интерактивный, на детей рассчитан — много чего можно покрутить, потрогать, попробовать.

Последний бурятский обед, и на поезд домой. Снова смотрим на Байкал из окна, снова едим трубочки в Иланской и гуляем у вокзала в Красноярске.

Написано: Aysa  Благодарностей: 8
>> Другие записи в категориях: Байкал, Города, Путешествия, Открываем Россию вместе, Дети смотрят мир

Автор Сообщение
Заповедная

На сайте с 31.01.11
В дневниках: 26202
Откуда: Левый берег Н-ска - Алтайский край

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 13:00
Ответить с цитатой

Айса, ты не представляешь, как я ждала твою запись! Спасибо! :in_love:
Природа и фотографии прекрасны, а с текстом они становятся ещё более удивительными. Как же замечательно ты пишешь! :in_love:
Светка

Откуда: Н-ск, Академгородок

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 13:21

Спасибо за рассказ! :give_heart:
У тебя великолепные фотографии, легкий слог и восхитительное умение сочетать одно с другим в балансе, когда рассказ не перегружен лишней информацией и большим количеством картинок. По прочтении остается еще "легкое чувство голода" ;) так и тянет возвращаться, перечитывать и наслаждаться красивыми фотографиями!
Крошка Маргошка

Откуда: Новосибирск, Заельцовский

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 13:56
Ответить с цитатой

Очень понравилась сорока, виды озера, но нерпы затмили всё! Ты их через эти смотровые прорези снимала?
А озеро? На сап фотоаппарат брала?
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
Sonya1981

Откуда: Академгородок (Новосибирск)

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 14:03
Ответить с цитатой

Спасибо, очень интересный рассказ! 5ballov Фотографии птиц - отличный бонус. :yes:
Paulinka

На сайте с 25.09.08
В дневниках: 95623

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 14:16
Ответить с цитатой

Какой шикарный вояж. Вы столько всего охватили.
Tinga_tinga
Школьные годы

На сайте с 22.07.15
В дневниках: 1025
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 14:30
Ответить с цитатой

Спасибо! Чудесные места. Нерпы - милейшие.
Присоединяюсь к восторгам - интересный рассказ, лёгкий слог и прекрасные фотографии. Очень гармонично текст сочетается с картинками.
Морозко
Профессор

На сайте с 18.06.08
В дневниках: 6048
Откуда: Московская обл.

СообщениеДобавлено: Чт Июн 29, 2023 15:02
Ответить с цитатой

Я как будто с вами там побывала - и холод байкальской воды почувствовала, и запах смородины. А лисичка какая на камне!